Главная » Статьи » Мои статьи |
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить. Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД). Учебная деятельность.
Мотивы Цель Действия Контроль Оценка Учения и целеполагание (учебные) УД имеет определенную структуру (см. схему), которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом УД. Виды мотивации: 1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности • «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. • Положительная в двух формах: ! . Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) ! Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д. 2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности • Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) • Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей) Мотивационная
основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации осознание смысла предстоящей деятельности осознанный выбор мотива целеполагание стремление к цели (осуществление учебных действий) стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте: а) Познавательная мотивация. б) Мотивация достижения успеха. Выход: привитие интереса через внеклассную работу В ходе индивидуального и
возрастного развития структура мотивов изменяется. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Учитель использует для этого следующие приемы: 1) создание ситуации успеха,
через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала
с опорой на старые знания; Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам: 1) прерывание и незавершённость
учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное
определение целей последующей деятельности; Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов: 1) включение учащихся в коллективную деятельность, через
организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку,
коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок",
оказание учащимися помощи друг другу. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Как развивать
у школьника интерес к
предмету? Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Можно сделать следующие выводы: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов | |||||||||||
Просмотров: 2751 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Мои статьи [2] |