Главная » 2013 » Ноябрь » 26 » Урок русского языка в 3 классе "Состав слова(обобщение)"
18:03
Урок русского языка в 3 классе "Состав слова(обобщение)"

                              МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

                                                                           

 

   

 

 

             

 

 

Конспект урока

                   по русскому языку

в 3 классе

      Тема: Состав слова (обобщение)

     

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила учитель начальных классов

                                                           Чекмарёва Анна Юрьевна

 

 

 

 

                               2013 год.

 


                  Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»)

 

 

Тема: Состав слова (обобщение)

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора  

           слова по составу;

           развивать речь учащихся, наблюдательность, логическое мышление;

           воспитывать интерес к спорту, чувство коллективизма.

 

План урока:

1.     Мобилизующий этап.

2.     Минутка чистописания.

3.     Словарно-орфографическая работа.

4.     Формулирование темы и целей урока.

5.     Работа по теме урока.

6.     Подведение итогов урока.

 

                                                Ход урока.

1.     Мобилизующий этап.

На доске «разбросанные» буквы   м л д ц о о ы. (слайд №3)

- Отгадайте слово.

  Дети отгадывают.

 

- МОЛОДЦЫ! (слайд № 4)

- Я бы очень хотела, чтобы девизом нашего урока стали слова: «С маленьких удач начинается большая победа». Пусть каждый из вас на уроке почувствует уверенность от смелых и обязательно удачливых ответов. И мы все вместе победим волнение и неуверенность в себе. Одним словом, будем молодцами.

 

2.     Минутка чистописания.

На доске:     

 

                    

 

 

- Используя рисунок, изображённый на доске, определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания (буква «ф» спрятана).

- Эта буква согласного звука «ф».

Букву «ф» мы напишем с двумя буквами гласных звуков, которые присутствуют в следующих словах:

1)     Первую букву вы найдёте в первом слоге слова, близкого по смыслу слову «водитель».

- Буква «о» в слове «шофёр».

2) Вторую букву вы найдёте в «волшебном» слове. Эта буква «закрывает» алфавит.

-Буква «я» в слове «фея».

На доскеф о я        я о ф.

- Определите последовательность написания букв в данном ряду.

-В каждой из групп повторяются буквы ф о я. В каждой следующей группе первая и последняя буквы меняются местами.

 

Учитель показывает написание букв на доске.

 

3.     Словарно – орфографическая работа.

 

- А знаете ли вы, что все слова из минуты чистописания, содержащие звуки [ф] и [ф’], это нерусские слова, «слова-пришельцы», попавшие к нам из других языков?

- Сейчас мы познакомимся с ещё одним словом иностранного происхождения. Посмотрите на буквы, изображённые на мяче. (слайд № 6)

- Составьте из них слово. Что у вас получилось?

-Получилось слово футбол.

- Что такое футбол? Что вы знаете об этой игре?

 

Выслушиваются высказывания детей.

 

-Футбол – это командная спортивная игра с мячом на специальной площадке (поле) с воротами. В командах по 11 человек на поле. Цель игры-забить мяч в ворота соперников. Современный футбол  зародился в середине 19 века в Великобритании, в России-с конца 19 века.

- В переводе с английского фут-нога, бол-мяч.

- Какую особенность написания слова «футбол» вы можете отметить?

- Буква «т» обозначает парный согласный в корне слова.

 

Запись СУО к слову футбол.

 

- Сегодня на уроке мы «поиграем» в футбол. Но забивать голы и побеждать мы будем, демонстрируя знания по русскому языку.

 

4.     Формулирование темы и цели урока.

 

На доске:

 


 

- Дети, внимательно посмотрите на буквы и попробуйте соединить нужные по схеме. Это движение нашего мяча по полю. Что у вас получилось?

- Состав слова.

- Какова же тема урока?

- Тема нашего урока: Состав слова.(слайд № 11)

- Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

 

l     Обобщить знания о составе слова.

 

l     Закрепить навыки разбора слова по составу.

 

 

5.     Работа по теме урока.

1.     Выполнение теоретического задания.

- Начинаем реализовывать цель нашего урока. Ответим на вопросы теста. (слайд №12)

 

l     Из каких частей может состоять слово?

l     Как называется часть слова без окончания?

l     Что такое корень слова?

l     Какие слова называются однокоренными?

l     Что такое приставка?

l     Какая часть слова изменяется?

l     Что такое суффикс?

 

2.     Работа с предложениями.

- А сейчас попробуем составить два предложения, выполнив задания.

 

1) Игра «Лишнее слово» (слайд №14)

- Исключите из цепочек «лишние слова»:

    спортсмен, тренер, игра, судья.

 

- Игра - неодушевлённое имя существительное, начинается с буквы гласного звука.

 

         популярная, бежать, прыгать.

 

    - Популярная – имя прилагательное, состоящее из пяти слогов.

 

         футбол, спорт, спортсмен.

 

   - Футбол – неоднокоренное  слово.

 

  - Составьте из полученных слов предложение.

   - Футбол – популярная игра. (слайд №15)

 

 Дети записывают самостоятельно.

 

2)     Работа с деформированным предложением.

- Прочитайте запись (слайд № 16)

юные, готовятся, к, футболисты, матч

- Можно ли сказать, что это предложение?

- Это набор слов, а предложение должно выражать законченную мысль.

 

Запись предложения на доске.

 

Юные футболисты готовятся к матчу.

 

Синтаксический разбор предложения.

 

- Выпишите из записанных ранее предложений однокоренные слова и добавьте свои.

- Футбол, футболисты, футбольный, футболка, отфутболит.

- Разберите их по составу.

 

3.     Работа с разноуровневыми заданиями.

 

У каждого ребёнка на парте лежит листок с заданиями, рассчитанными на его уровень знаний изученной темы.

 

 _________________________________________________________________

1.     Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

тр_ва, н_га, г_лы, штанга.

 

2.     Разберите слова по составу.

 

1.     Добавьте слоги к словам, чтобы получились слова:

свист…, иг…, …рота, …чи

 

2.     Разберите слова по составу.

 

1.     Выпишите слова в таком порядке (по схемам):

 

       Мячик, гол, ворота, сетка, подножка

 

2.     К подчёркнутому слову подберите однокоренное.

 

 

4. Выборочный диктант.  (Слайд № 17)

   

Учитель диктует слова:

 

спорт, спортсмен, спортивный

 

коньки, конькобежец, конёк, коньковые

 

прыгает, прыгун, прыгалка

 

пловец, пловчиха, плывёт, заплыв.

 

- Запишите слова по заданиям:

 

а) Слово с суффиксом н.

б) Сложное слово.

в) Слово с окончанием ет.

г) Слово с приставкой за.

 

Дети записывают:

Спортивный, конькобежец, прыгает, заплыв.

- Подберите слово к схеме

- Разберите остальные слова по составу.

 

5.     Итоговое задание.

 

- Рассмотрите схемы слов к предложению № 2 в упр. 188 на стр.98 учебника. Догадайтесь, какая пословица здесь зашифрована.

 

- Поспешишь – людей насмешишь.

 - В любом деле спешка не нужна. Вы в этом убедились сегодня  на уроке, на котором мы с вами повторяли тему «Состав слова» и «гостили» на футбольном поле.

 

6. Итог урока. (Слайд № 18)

   

     -  На сегодняшнем уроке я повторил …

          -  На этом уроке я бы похвалил себя за…

          -  После этого урока мне захотелось…

 

       7. Рефлексия. (Слайд № 19)

-  А сейчас я бы хотела узнать, как вы оцениваете наш урок, нашу совместную работу. На столе у каждого из вас мячи трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Если вы довольны уроком – «забрасывайте» в ворота красный мяч, если не очень – жёлтый, если не понравился урок – то «бросайте» зелёный мяч.

 

 

 

Просмотров: 1032 | Добавил: Аня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0